Libération «Telegram: за кулисами дела Павла Дурова, человека, который слишком много скрывал».
Это бионическое существо. Гладкое, бледное лицо, непостижимый взгляд, словно всегда предугадывающий следующий шаг. Ни морщинки, ни следа волнения, но губы улыбаются, а его английский, с легким русским акцентом, не лишен дружелюбия. Все под контролем.
Павел Дуров не выглядел обеспокоенным, когда в субботу 24 августа сотрудники пограничной полиции забрали его с самолета, только что приземлившегося в аэропорту Ле-Бурже. 39-летний основатель Telegram ждал в VIP-зале со своим телохранителем и Юлией, его новой партнершей, которая младше его на 15 лет.
Он мускулистый, а она худенькая, носит сумку Dior и привыкла показывать в Instagram свою жизнь в качестве эксперта в Дубае, самопровозглашенного консультанта по криптовалютам. Она только что выложила селфи в самолете и в Баку, их предыдущей остановке. Эти двое явно наслаждаются отдыхом, и сегодня вечером они делают остановку в Париже.
Павел Дуров чувствует себя здесь как дома, ведь он официально француз, с трехцветным паспортом, в дополнение к тем, что выданы Россией, Сент-Китс и Невис и ОАЭ, его местом жительства и официальной штаб-квартирой Telegram с конца 2017 года.
Миллиардер, безумный либертарианец, он не хочет иметь никаких связей, даже со своими детьми — тремя, которых он признал, и которые живут в Женеве, а также с десятками других. Он гордится тем, что пожертвовал свою семенную жидкость для заселения планеты.
Он постоянно заявляет, что не желает ничем владеть, ни яхтой, ни домом, а в Париже довольствуется самыми лучшими номерами люкс в Ritz или Crillon, рядом с Лувром, который он любит посещать, и Елисейским дворцом.
Он говорит, что должен уехать — у трапа самолета паркуется седан с шофером, и его ждет президент республики. По его мнению, этого достаточно, полиция сдастся. Они тоже остаются невозмутимыми. Они знают степень влияния черного гения Telegram.
Но на этот раз он блефует. Дуров рискует, ведь его уже несколько раз принимали в Елисейском дворце на обедах или неформальных встречах, всегда очень расслабленных.
Павел Дуров рассказывает об Эммануэле Макроне и их общем друге Ксавье Ньеле, основателе Free, акционере Le Monde и ненасытном инвесторе во всех сферах. В Париже он является крестным отцом всех технологических магнатов, от Марка Цукерберга до Илона Маска, открывая каждый бизнес, каждую дверь и используя свою потрясающую адресную книгу, чтобы найти ресторан, отмеченный звездой Мишлен, или врача скорой помощи.
Павел Дуров называл его «Ксавье» и просил полицию связаться с ним, как сообщает AFP. Ньель не отрицал этого. «Без комментариев», — ответил бизнесмен изданию Libération.
Прежде всего, Дуров предупредил своих верных последователей в Дубае, помощника и номера 2, «Маркуса», близкого друга с первых дней существования Telegram, который сразу же вышел на тропу войны.
Все нужно было сделать быстро, и адвоката нужно было найти в субботу вечером, в разгар праздника. Обратились к нескольким ведущим адвокатам, включая бывшего президента коллегии адвокатов Пьера-Оливье Сюра. Самым отзывчивым оказался Давид-Оливье Камински.
Когда Дурова взяли под стражу в помещении Национального таможенного управления Франции по борьбе с мошенничеством (ONAF), он, по словам источника, близкого к расследованию,
проявил готовность к сотрудничеству, передал свой мобильный телефон и даже код доступа.
Несомненно, он принял меры предосторожности, ведь Дуров создал свой успех и свою легенду, рассказывая, как избежал слежки Кремля, когда основал русский Facebook, ВКонтакте, а затем американской слежки, когда появился Telegram. Он, который стал объектом нападения служб безопасности ОАЭ с помощью израильской шпионской программы Pegasus. Он также утверждает, что предотвратил попытку проникновения со стороны ФБР, которое пыталось завербовать одного из инженеров.
Он видит себя императором нового мира, наследником Марка Аврелия, чьи максимы подкрепляют его мускулистое тело, самопровозглашенным глашатаем уважения к частной жизни и свободе самовыражения. #Франция
Французские суды обвиняют Дурова в основном в том, что он не отвечал на многочисленные запросы властей по поводу серьезных правонарушений. Он ошеломлен или делает вид, что ошеломлен. Близкие к нему люди в Дубае откапывают ответы Telegram по делам о терроризме и педофилии. А тысячи других, которые остались без ответа?
Основатель Telegram говорит, что ответить на все невозможно: миллионы запросов поступают в его компанию каждый месяц, из всех стран мира, от частных лиц и компаний... Искусственный интеллект делает первичную сортировку, затем люди, но в Дубае в Telegram работает около 50 человек, говорит он всегда уклончиво, в основном инженеры высокого уровня.
Другие работают из дома, а центры обработки данных разбросаны по всему миру. Кто знает?
Миллиардер никогда не был подотчетным, подчеркивая, что у него никогда не было акционеров. Он говорит, что у него нет доходов, и вздыхает, когда его спрашивают, есть ли у него банковские счета. Кроме того, у него есть сотни миллионов в биткоинах. Его небрежность поражает следователей. Тон повышается.
По нашей информации, подтвержденной Le Parisien,
Павел Дуров достал свой козырь и заявил, что открыл официальный канал связи с Главным управлением внутренней безопасности Франции (DGSI) в рамках борьбы с терроризмом, с горячей линией и специальным адресом электронной почты. Обмен информацией по этому каналу, как утверждается, предотвратил несколько терактов.
Миллиардер утверждает, что некоторые судебные запросы остались без внимания, потому что были неправомерно направлены по этому же каналу.
По словам источника, близкого к расследованию,
Дуров также утверждает, что агенты DGSI приходили к нему в Дубае. Тогда он дал понять, что ему, вероятно, не стоит раскрывать информацию, которая является военной тайной...
Атмосфера напряженная, Дуров — шахматист. Он хочет выиграть время и, прежде всего, избежать того, чтобы его молодой и менее опытный компаньон оказался на скамье подсудимых.
В связи с задержанием основателя Telegram мобилизуется целый скрытый мир. Елисейский дворец был предупрежден, как и власти Дубая. По нашей информации,
в воскресенье состоялся обмен мнениями по делу Дурова между Эммануэлем Макроном и президентом ОАЭ Мохаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, известным как MBZ.
Дело Дурова, всколыхнувшее весь мир — это еще и французская история. Россияне давно пользуются благосклонностью французского правительства, которое сыграло важную роль в популяризации Telegram в стране.
В 2016 году сервис обмена сообщениями был еще относительно конфиденциальным, и пользователей было в десять раз меньше, чем сегодня.
После терактов в Батаклане и на стадионе «Стад де Франс» он был признан спецслужбами предпочтительным средством связи для джихадистов, которые использовали его для распространения пропаганды и вербовки в условиях полной безнаказанности.
Именно в это время небольшая команда в партии «Возрождение» перешла на российское приложение для обмена сообщениями. Один из первых членов партии, Людовик Шакер, специалист по безопасности с непростой биографией,
хвастался, что перевел будущего президента на Telegram.
Предупреждения, сделанные в начале февраля 2017 года Национальным агентством по безопасности информационных систем (ANSSI), которое призвало предвыборный штаб к осторожности, учитывая российское происхождение приложения, побудили Макрона диверсифицировать средства коммуникации, так и не отказавшись от системы обмена сообщениями Павла Дурова.
Даже после MacronLeaks, взлома нескольких сторонников партии «Возрождение» накануне второго тура президентских выборов 2017 года,
в котором был замечен след российской военной разведки.
Только что избранный в Елисейский дворец Эммануэль Макрон, очарованный новыми технологическими гуру, решил поощрять Telegram к открытию во Франции. «
Мы активно работали над этой возможностью», — подтверждает бывший помощник главы государства.
Дуров сказал, что был бы рад получить французское гражданство, не говоря уже о пользе трехцветного паспорта для легкого пересечения границ. Он согласился на исключительную процедуру натурализации и взял несколько уроков французского языка. В августе 2021 года он стал гражданином Французской Республики. «
В министерствах было много волнений по поводу того, что «мы привезем в Париж лучших людей», — вспоминает человек, знакомый с французскими технологиями.
Как сообщает Le Monde, департаменты Набережной Орсе, ответственные за рассмотрение заявления, тем не менее, вынесли отрицательное заключение. «
Это было решение главы государства, его и только его», — сказал Libé один из близких к нему людей.
Макрон ведет себя так, как будто не было предупреждения от полиции или судебных органов. Еще в 2016 году, когда он еще находился в Берси [квартал, где находится здание Министерства экономики и финансов Франции. В то время Макрон был министром финансов — прим. ред. Briefly], министр внутренних дел Бернар Казнев выразил сожаление по поводу того, что «у государств нет контактного лица» в Telegram.
Под давлением после терактов 2015 года, после ряда одиозных высказываний в адрес Франции, Дурову пришлось подлить немного воды в свое либертарианское вино, по крайней мере, публично —
в феврале 2016 года сервис объявил, что закрыл 78 каналов, используемых джихадистскими группировками.
Тем не менее Telegram остается самой устойчивой из всех платформ к запросам властей. В большей степени, чем устойчива безопасность приложения. Она весьма сомнительна, поскольку за исключением «секретных обсуждений», которые защищены сквозным шифрованием, все остальное доступно администраторам Telegram.
Именно обещание не сотрудничать делает платформу столь привлекательной для всех, кто хочет оставаться вне поля зрения. В том числе и преступников.
«
Telegram находится в поле нашего зрения уже 10 лет… И особенно в последние четыре-пять лет, когда эта платформа заменила собой Darknet, став местом для всех видов торговли людьми, наркоторговли, педофилии, обмена украденными банковскими реквизитами и так далее», — говорит комиссар, специализирующийся на киберпреступности.
Когда в ноябре 2023 года было создано экспертное бюро по борьбе с насилием в отношении несовершеннолетних (OFMIN), оно столкнулось с давней проблемой —
за пределами сферы борьбы с терроризмом юридические запросы, отправленные в Telegram, часто оставались без ответа. В том числе и по делам, связанным с детской преступностью.
Новая служба сообщила об этих препятствиях в отдел J3, занимающийся киберпреступностью, Национальной юрисдикции по борьбе с организованной преступностью (JUNALCO) прокуратуры Парижа, которая воспользовалась случаем и
начала предварительное расследование в феврале 2024 года.
Сначала судьи убедились, что проблема носит глобальный характер, проконсультировавшись с французской полицией и прокуратурой, а затем с Евроюстом, европейским агентством, отвечающим за укрепление судебного сотрудничества в рамках Союза. Результат: наблюдение о «фактическом отсутствии реакции Telegram на законные требования» широко распространено, подчеркнет прокурор Парижа шесть месяцев спустя.
По нашим данным,
только во Франции за период с 2013 по 2024 год жандармерия зарегистрировала 2 460 случаев, когда запросы, направленные в Telegram, остались без ответа.
В среду 28 августа, спустя два месяца после начала судебного расследования и после 90 часов, проведенных под стражей в полиции, Павлу Дурову были предъявлены обвинения.
«
Совершенно абсурдно думать, что глава социальной сети может быть вовлечен в преступные действия, которые не имеют к нему никакого отношения, ни прямого, ни косвенного», — заявил адвокат Дурова Давид-Оливье Камински.
Подобные обвинения игрока такого масштаба являются исключительными для Франции. Но для мировых судей «систематический» характер игнорирования запросов переводит действия основателя Telegram из простого «пассивного отказа» в «сотрудничество», как утверждает судебный источник. Юридические дебаты только начались.
Будущее Telegram еще никогда не казалось таким неопределенным. Компания находится под прицелом Брюсселя, который подозревает ее в занижении количества пользователей в Европе (заявлено, что их 41 миллион), чтобы избежать более строгих правил, налагаемых на «очень крупные онлайн-платформы».
Небо над Павлом Дуровым тоже темнеет. Теперь он является объектом расследования «серьезного насилия», совершенного в Париже в отношении его сына, старшего из трех детей, живущих в Женеве. Их мать, получившая право единоличной опеки, также подала жалобу в Швейцарии.
В одном из редких интервью, данном в апреле Такеру Карлсону, самому «протрамповскому» из американских журналистов, основатель Telegram заявил, что
ценит свободу превыше всего и избегает опасных стран, которые могут помешать его борьбе, остановить его — России, Китая и Ирана. Без сомнения, Дуров и представить и себе не мог, что однажды Франция призовет его к порядку. Эммануэль Макрон сказал ему, что в Париже он дома.
Источник:
https://t.me/brieflyru/26054,
https://t.me/brieflyru/26055,
https://t.me/brieflyru/26056,
https://t.me/brieflyru/26057,
https://t.me/brieflyru/26058,
https://t.me/brieflyru/26059
***
К сожалению, перевод хуевый - т.е. машинный через АИ с последующей редактурой, интересно было бы прочитать оригинал, но я французского не знаю (если кто увидит на английском - киньте линк). Мое мнение по правдоподобности - где-то 50 на 50. Скорее всего места, выделенные жирным - правда.
Кого смутила вот эта фраза - "
проявил готовность к сотрудничеству, передал свой мобильный телефон и даже код доступа" - скорее всего речь идет о его личном телефоне и сделал он это для того, чтобы внесли в протокол, что он не пытался сопротивляться при аресте и шел на сотрудничество с ментами, чтобы позже не возникло проблем с выходом под залог. Т.е. код доступа - это код от телефона. Но это чисто моя догадка.